Студия стиля Ольги Уваровской

 (063) 493-02-06, (097) 336-16-24

г. Киев, ул. С.Петлюры, 20-б, оф.16





История парикмахерского искусства

Египет. Первое изображение парикмахера.

Наиболее древнее изображение парикмахера найдено в египетских Фивах. Это статуэтка, возраст которой оценивается примерно в 3300 лет. Историки выяснили даже имя парикмахера: Мерим-маат. По одежде и парику изображённого специалисты определили его высокое положение и непосредственное отношение к храму Амун. Вероятнее всего, он занимался бритьем жрецов храма, которые, кстати, брились целиком, а не только голову и лицо, считая, что таким образом духовно очищаются. Впрочем, Геродот приводит более прозаическое объяснение этому обычаю: «Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов».


История парикмахерского искусства, парикмахер Meryma'at - студия Ольги Уваровской
Парикмахер Meryma'at.

Отношение древних египтян к волосам вообще во многом идёт вразрез с обычаями прочих древних. Мы уже писали, что многие народы долгое время избегали стричь волосы, опасаясь утратить жизненную силу. Египтяне же, напротив, охотно брились, стриглись и заменяли собственные волосы париками. Именно в Древнем Египте впервые появилась стрижка каре.

Древняя Греция.

Гребни, шпильки, прообразы современных бритв находят на многих раскопках. Но, пожалуй, новую струю в парикмахерское искусство, сделав его именно искусством, привнесли Древние греки.


История парикмахерского искусства, Древняя Греция - студия Ольги Уваровской
Артемида из Габий.
Прическа «греческий узел».

Во-первых, именно у них появились первые парикмахерские салоны. Тогда их посещали мужчины, чтобы постричь и завить волосы и бороды. Этим роль салонов не ограничилась: они стали своеобразными клубами для приятного общения и обмена новостями. Женщины причёсывались как правило дома при помощи специально обученных рабов.

Во-вторых, гречанки уже умели изменять цвет волос. «Златокудрым красавицам», упоминаемым в литературе, приходилось немало поколдовать над своим натуральным тёмным цветом волос с помощью различных составов, также толчёного риса и муки.

В-третьих, в отличие от египтян, завивавших свои парики только «холодным» методом (по принципу современных бигудей), греки практиковали горячую завивку. Для этого использовались специальные металлические стержни - каламис. От названия этого инструмента произошло название «каламистры» - люди, выполняющие парикмахерские работы. Рабы-каламистры ценились намного больше обычных рабов. И немудрено: они не просто выполняли механическую работу, а фактически являлись первыми стилистами: причёска непременно должна была гармонично сочетаться со всем образом. Как мы знаем, греки любили гармонию во всём.

Древний Рим.

Римляне частично переняли культуру причёсок у греков, постепенно видоизменив причёски под себя. Люди, стригшие и брившие мужчин, назывались «тонсоры». Парикмахерские (tonstrinae), как и в Греции, помимо основного назначения служили своеобразным местом «тусовки» для римлян. Их супруги, подобно гречанкам, причёсывались дома с помощью рабынь.


История парикмахерского искусства, Древний Рим - студия Ольги Уваровской
Прическа периода поздней Римской империи.

Средние века.

В средние века произошло неожиданное расширение функций парикмахеров. Тогда доминирующим и наиболее образованным классом являлось духовенство. Подавляющая часть остального населения была не образованна и безграмотна. Поэтому служители церкви взяли на себя функции врачевания, в том числе мелкие хирургические операции (кровопускание, которым в те времена пытались лечить любые болезни, удаление зубов, применение пиявок). Парикмахерам повезло оказаться в нужное время в нужном месте: они часто приходили обслуживать монахов, плюс отлично умели обращаться с острыми инструментами. Конечно, их охотно брали в помощники. Со временем такие манипуляции стали обычной обязанностью парикмахеров (цирюльников). А когда стали издаваться указы, запрещающие священникам заниматься хирургией, она стала ноу-хау цирюльников. Наступил небывалый расцвет профессии, длившийся примерно до XVII века, пока классическая медицина постепенно не отвоевала позиции у парикмахеров.

Новое время.

Лишившись привилегии врачевания, парикмахеры на какое-то время нашли себе новое поле деятельности. С приходом моды на парики они занялись их дизайном и изготовлением.

В конце XVIII века причёски знатных дам превратились в сложнейшие конструкции, нередко каркасные, высотой до 70 см. Мастера, которых стали называть «куафёры», часами создавали это великолепие.


История парикмахерского искусства, Мария-Антуанетта - студия Ольги Уваровской
Высокая прическа Марии-Антуанетты.

Всё это торжество пафоса прекратилось после Великой Французской революции, которая вместе с сословными различиями смела и излишества внешнего вида.

XIX век не слишком значим для парикмахеров: они занимались в основном стрижкой и укладкой волос, престиж профессии снизился.

XX век.

XX век примечателен появлением новых технологий, изобретением химической завивки, усовершенствованием оснащения для парикмахерских, также появлением женских коротких стрижек. Появились более щадящие и эффективные методы окрашивания волос. Профессия парикмахера снова стала популярна. Раскрепощенность в моде, многообразие причёсок и стрижек, - парикмахеры не сидели без работы. Увеличившийся темп жизни требовал более практичных, но вместе с тем стильных причёсок. Поэтому простора для творчества хватало. Тенденция поиска новых интересных решений продолжается в наше время. Уверены: парикмахерское искусство ждут новые интересные времена и замечательные находки.



Студия стиля Ольги Уваровской
Оцените статью: