Студия стиля Ольги Уваровской

 (063) 493-02-06, (097) 336-16-24

г. Киев, ул. С.Петлюры, 20-б, оф.16





Многоликий веер

Мы уже писали ранее об аксессуарах, их происхождении и роли в жизни людей. Однако один аксессуар имеет настолько богатую историю, что заслуживает отдельной статьи. Это веер.

Веер не просто древний, а, можно сказать, вечный атрибут. Он сопутствует человечеству буквально с самой его колыбели, постепенно трансформировавшись из простых веток, которыми обмахивались в жару, в опахала, затем в более практичные и компактные вариации. И в наше время веера не устарели и до сих пор используются как по основному назначению, так и в качестве декоративного элемента.

Немного истории.

Веер пришёл к нам с Востока. Япония, Китай, Корея, Индия, Египет спорят за первенство в вопросе его использования. Первые веера представляли собой опахала из перьев на деревянной ручке. И лишь немного позднее японские мастера усовершенствовали это полезное приспособление, сделав его складным.

Виды вееров.

Веер не всегда имел привычную нам форму. Существует несколько его разновидностей, появлявшихся в истории человечества последовательно.


Многоликий веер. Веер утива - Студия стиля Ольги Уваровской
Веер утива.

Утива. Предшественник складного веера, цельный веер утива представляет собой жёсткую раму с натянутым на неё шёлком или бумагой, как правило круглой либо приближённой к кругу формы. Может также состоять из цельной пластины, например деревянной или из плетёных прутьев. Утива имеет твёрдую ручку, за которую удобно его держать.


Многоликий веер. Веер сэнсу - Студия стиля Ольги Уваровской
Веер сэнсу.

Сэнсу. Веер утива, при всей своей изящности, был недостаточно практичен из-за некоторой громоздкости. Поэтому со временем был изобретён складной веер сэнсу, состоящий из скрепленных с одного конца деревянных пластин. Позже их стали оклеивать специальной бумагой. Такой веер можно было легко носить с собой, например, поместив в рукав. Поэтому он получил широкое распространение и прочно вошёл в обиход.


Многоликий веер. Веер оги - Студия стиля Ольги Уваровской
Веер оги.

Оги. Веер-»гармошка», называемый также «солнечным веером», поскольку в развёрнутом виде он похож на часть солнца с расходящимися лучами. Им не только обмахивались в жару, но и прятали за ним лицо от солнца Этот веер лёгкий, прочный, а его конструкция обеспечивает большие, чем у сэнсу, возможности для наносимых рисунков. Поэтому оги быстро набрал популярность. А его свойство быстро и красиво раскладываться было по достоинству оценено актёрами, танцорами, гейшами.

Заметим, что не всегда делают различие между вариантами оги и сэнсу, эти названия часто используют как синонимы.

Применение веера.

Пожалуй, ни один аксессуар не сравнится с веером по количеству способов использования. Это совершенно удивительный предмет, область применения которого давным-давно вышла за рамки его основного назначения: создавать поток воздуха. Веер обладает множеством свойств, которые делают его полезным в самых разнообразных сферах. Яркий и красивый, компактный и легко раскладывающийся - он может служить и декоративным элементом, и записной книжкой, и подручным средством для передачи информации, и даже оружием.

Средство общения.

Войдя в обиход, веера стали частью коммуникации между людьми. На востоке не любят лишних слов, но очень уважают этикет. И веер был его неотъемлемым атрибутом. С помощью этого предмета можно было поприветствовать, выразить уважение, дружелюбие, отдать распоряжение. Пользуясь веером как подносом, преподносили подарки, подавали милостыню.

Символ статуса.

На заре своего существования веера предназначались исключительно для королевских особ и знати. Соответственно, наличие веера стало отличительным признаком, указывающим на высокий статус человека.

В Японии сохранилось предание, как император, проходя по мосту через реку, уронил в воду веер. В знак почтения его подданные тут же побросали в реку и свои веера. Река с множеством плывущих по ней разноцветных красочных вееров представляла собой незабываемое зрелище.

И позднее, придя с Востока в Европу, веер первоначально был доступен лишь аристократкам. Лишь в эпоху рококо он постепенно распространился на более широкие слои населения.

Орудие флирта.

Получив широкое распространение, веер перестал быть символом статуса, но европейские модницы быстро нашли ему иное применение. Удобный элегантный аксессуар прекрасно подходил для подачи условных знаков кавалерам, позволяя флиртовать, не привлекая излишнего внимания. Возник целый язык, согласно которому различные движения веера (коснуться губ, приложить к щеке, помахать по направлению к себе или от себя и т.д.) несли определённую информацию. Конечно же, эту азбуку приходилось учить не только дамам, но и кавалерам. В веера иногда вставлялись зеркальца, с помощью которых можно было «подглядывать» за тем, что происходит сзади, либо привлечь внимание нужного человека, пустив солнечный зайчик.

Носитель информации.

Широкая плоскость веера служила прекрасным полотном для нанесения всяческих изображений и даже сюжетов. Но этим дело не ограничилось, и на веерах стали записывать стихи, тексты, и даже наносить географические карты - последнее было очень удобно для путешественников.

Декоративный элемент.

Красочный, способный быстро и эффектно раскладываться и складываться, веер стал популярным подручным средством артистов: танцоров, актёров. С помощью этого атрибута достигалось нужное впечатление у зрителей. В руках актёра веер мог также изображать любые предметы: оружие, трость, бокал вина и многое другое.

Защитный амулет.

По учению фен-шуй веер является мощным средством против негативной энергии, поэтому его настоятельно рекомендуют размещать в жилище. Золотой веер считается талисманом вечной жизни.

Оружие.

И, наконец, самая неожиданная функция веера. Он оказался очень полезен в военном деле. Правда, боевые веера несколько отличаются от своих мирных «коллег», в первую очередь, более твёрдыми и прочными материалами. Например, военный вариант веера утива называется гумбай (гунбай) утива, он делался из металла или дерева и использовался военачальниками для подачи команд, а также для отражения стрел.


Многоликий веер. Веер гумбай - Студия стиля Ольги Уваровской
Боевой веер гумбай утива.


Многоликий веер. Сигнальный веер - Студия стиля Ольги Уваровской
Складной сигнальный веер.

Были и складные сигнальные веера. Обычно их делали больших размеров и и предавали им яркую расцветку, часто на них изображался солнечный диск.


Многоликий веер. Веер тэссен - Студия стиля Ольги Уваровской
Боевой веер тэссен.

Кроме того, складные боевые веера, гунсэн и тэссэн, активно применялись самураями в бою. Их укрепляли стальными пластинами, иногда затачивали края. Гунсэн - лёгкий и прочный веер, мог использоваться как для обмахивания, так и для защиты. Тэссэн - более тяжёлый вариант, в сложенном виде представлял собой дубинку. Веером можно было отклонить стрелу или оружие, закрыть обзор противнику, отвлечь внимание, нанести удар острым краем и даже фехтовать. Веер можно было пронести туда, где запрещалось находиться с оружием. Поэтому он был очень популярен у самураев.


В наше время большинство функций веера сошли на нет. Никто больше не флиртует веерами, не пытается доказать с их помощью свою исключительность, а боевое искусство ведения боя на веерах изучается лишь в спортзалах, да и то не массово. Но и по прошествии веков этот милый аксессуар по-прежнему остаётся с нами, сохранив своё основное первоначальное предназначение, а так же являясь очаровательным украшением.



Студия стиля Ольги Уваровской
Оцените статью:

5 баллов из 5. Оценок: 1